понедельник, 31 октября 2016 г.

Научный стиль

  Научный стиль – одна из функциональных разновидностей общелитературного языка.
В число жанров научного стиля входят статья, монография, рецензия, отзыв, резюме, реферат, аннотация и другие.  
Научный стиль обслуживает сферу научного общения, в которой вырабатываются и теоретически осмысливаются объективные знания о действительности.
Основная функция и цель научной речи – передача адресату научной информации, научных знаний. Очевидно, что из всех видов знаний о языке в научном тексте представлены прежде всего понятия, закономерности и факты.

Сфера научного общения требует точного, логичного, однозначного выражения мысли. Следовательно, лингвистические особенности научного стиля речи обусловлены внеязыковыми особенностями: целями, задачами, потребностями общения в научной сфере и ее разновидностях.
К особенностям научного стиля относятся:
1)  абстрактность и обобщенность;
2)  точность, однозначность, понятийность и определенность;
3)  отсутствие образности и эмоциональности;
4)  логичность.
Абстрактность и обобщенность выражаются такими способами, как:
1)      широкое употребление абстрактной лексики, прежде всего терминологической:
 точка, тело, молекула, вектор;
2) наличие большого количества абстрактных существительных среднего рода, которые не могут сочетаться с понятиями счета и числа: 
преобразование, равновесие, кипение, получение;
3) употребление наречий и прилагательных, обозначающих постоянное и общее качество, свойство или действие: 
большинство, обычно, регулярно, всегда, любой, каждый;
4)  употребление пассивных конструкций: 
Результаты опыта заносятся в таблицу;
5) употребление глаголов настоящего времени в значении настоящего вневременного, обозначающего постоянные признаки предметов и объектов действительности и действия с ними: 
Сопротивление проводника зависит от площади сечения;
6)  употребление существительных во множественном числе в значении обобщения: 
частоты, масла, длины, теплоты, климат;
7) использование кратких прилагательных в значении постоянного признака, свойства предмета: 
Окись меди нерастворима.
Отсутствие образности научной речи выражается в следующем:
1)  научная речь имеет набор строго ограниченных эмоционально-экспрессивных средств, связанных с подчеркиванием той или иной мысли: усилительные и ограничительные частицы (лишь, абсолютно, чрезвычайно), превосходная степень прилагательных (простейшее решение, важнейшая задача);
2)  уменьшительно-ласкательные суффиксы не имеют эмоциональной окраски: буравчик, пробирка;
3)  метафоры используются как термины и не имеют значения образности: гусеница, плечо, муфта;
4)  сравнения также не имеют значения образности, выступая в качестве формы логического мышления: Бром, как и йод, возгоняют в виде паров.
Логичность научного стиля речи выражается на уровне группы предложений, абзаца и всего текста. Логичность научного текста обеспечивается применением следующих средств:
1) связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательными местоимениями: тот, этот;
2)   употребление наречий, указывающих на последовательность течения мысли: сначала, прежде всего, далее, потом;
3)  использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания: следовательно, во-вторых, наконец, итак, таким образом;
4)   употребление пояснительных союзов: так как, потому что, чтобы;
5) использование конструкций и оборотов связи: теперь остановимся на свойствах, перейдем к рассмотрению вопроса, далее отметим.
Требования строгой логичности научного текста обуславливает преобладание в нем сложных предложений с союзной связью, особенно сложноподчиненных.

Основной пласт лексики научного стиля – термины. Терминология – это ядро научного стиля, последний, самый внутренний круг, ведущий, наиболее существенный признак языка науки. Можно сказать, что термин воплощает в себе основные особенности научного стиля и предельно соответствует задачам научного общения. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий