понедельник, 26 декабря 2016 г.

Глагол быть

 Всем известен этот глагол. Но вот употребляем мы его чаще всего в прошедшем времени: я был дома, мы были в зоопарке, она была занята. А в настоящем времени глагол быть мы почти никогда не употребляем, мы его пропускаем: я — спортсмен, ты — ученик, оно — насекомое. Правда, этот глагол встречается в изречениях, вроде чревоугодие есть грех или это есть наш последний и решительный бой. Философы и математики тоже любят это слово: человек есть существо разумное, квадрат есть прямоугольник с равными сторонами. А во множественном числе они употребляют слово суть: люди суть разумные существа, квадраты суть прямоугольники.
Слово суть, конечно, очень устаревшее слово, даже незнакомое для многих, а слово есть употребляется чаще: у меня есть собака, у них есть предложение, у нас есть родственники, и даже "спасибо мне, что есть я у тебя" (В. Вишневский). В общем, всё настоящее время глагола быть мы выражаем одной распространённой формой: есть. А вот как было в древнерусском языке:
Прошедшее время (современный язык)
Настоящее время (древнерусский язык)
Я (что делал?) был.
Я (что делаю?) есмь.
Ты (что делал?) был.
Ты (что делаешь?) еси.
Он (что делал?) был.
Он (что делает?) есть.
Мы (что делали?) были.
Мы (что делаем?) есмы.
Вы (что делали?) были.
Вы (что делаете?) есте.
Они (что делали?) были.
Они (что делают?) суть.
Все глаголы несовершенного вида при образовании будущего времени требуют, как правило, вспомогательного глагола: я буду ехать, ты будешь учиться. А глагол быть — единственный глагол несовершенного вида, который образует будущее время без вспомогательного глагола: я буду, ты будешь, они будут и т.д.


1 комментарий:

  1. Ой, как интересно! Опять я узнала для себя новое, сделала ещё одно маленькое открытие. Спасибо вашему блогу!

    ОтветитьУдалить