суббота, 29 апреля 2017 г.

Синтаксическая норма

В данном списке все предложения даны с нарушением синтаксической нормы, а также показано, как нужно исправить ошибки, в чем их суть.
• Во время войны народ надеялся и верил в победу.
 (Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им.
Норма: Во время войны народ надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в кого? во что?) в неё).
• На земле, воде и воздухе – всюду мы защищены!
( Перед словом «воздухе» необходимо употребить предлог «в», так как это слово в данном предложении не сочетается с предлогом «на».
 Норма: На земле, воде и в воздухе – всюду мы защищены!)

• В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.
 («Караси, сазаны, лещи» – это вид рыбы, поэтому не могут стоять с этим словом в одном ряду однородных членов.
Норма: В лодке лежала рыба: караси, лещи, сазаны).
• На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети.
(Бабушки и дети – тоже жильцы дома. Норма: На собрание пришли жильцы дома).
• Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением. (Здесь логически несовместимые понятия.
Норма: Иван Петрович, когда пришел с женой, был в плохом настроении).
• Мы любим футбол и стрелять.
(Не могут быть однородными существительное и инфинитив.
Норма: Мы любим футбол и стрельбу).
• Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский.
 (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово.
Норма: Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского).
• Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов.
 (Нельзя нарушать парность двойных союзов: части двойного союза как…, так и являются постоянными, поэтому союзы а также в данном предложении употреблены неправильно.
Норма: Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов).
• Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
(При двойных союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой – при второй.
 Норма: Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение).
• Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.
(Нельзя «внести замечание».
 Норма: Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний).
• Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
(Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.
Норма: Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.
Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны).
• Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
(Действительные причастия  на –ся следует заменять на страдательные.
Норма: Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений).
• Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов.
Не могут быть однородными причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
Норма: Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов).
• Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.
(Неправильный порядок слов.
Норма: Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе).
• Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной. (Союзное слово «кто» употребляется с глаголами только в форме ед.ч.
Норма: Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной).
• Выступавшие заметили о том, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году. (Нарушена норма управления: заметить можно что?
 Норма: Выступавшие заметили, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году).
• Студент грустно сказал, что я ещё пока не готов отвечать.
 (Нельзя использовать в придаточной части косвенной речи местоимений 1 и 2 лица.
  Норма: Студент грустно сказал, что он еще не готов отвечать).
• Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки прогноза погода была прекрасной.
(Существительные после предлогов «благодаря, согласно, вопреки» всегда стоят в Д.п.  Норма: Благодаря доктору больной поправился. Поезд прибыл согласно расписанию. Вопреки прогнозу погода была прекрасной).
• По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приезду в санаторий нужно проконсультироваться у врача.
(Если предлог «по» имеет значение «после чего-либо», слово необходимо поставить в П.п.
Норма: По завершениИ учебного года мы поедем в Крым. По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача).
• В кинофильме «ВойнЕ и мирЕ» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. (Названия, заключенные в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нарицательное существительное – жанровое обозначение. В остальных случаях изменяется имя собственное.
Норма: В кинофильме «Война и мир» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова).
• Ученый оперировал С точными фактами. (Ученый оперировал не с чем?, а чем? Норма: Ученый оперировал точными фактами).

(По материалам справочных пособий для подготовки к экзаменам)



Комментариев нет:

Отправить комментарий