В данном списке все предложения даны с нарушением
синтаксической нормы, а также показано, как нужно исправить ошибки, в чем их
суть.
• Во время войны народ надеялся и верил в победу.
(Если
однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить,
могут ли они управлять им.
Норма: Во время войны народ надеялся (на
кого? на что?) на победу и верил (в кого? во что?) в неё).
( Перед словом «воздухе» необходимо употребить предлог
«в», так как это слово в данном предложении не сочетается с предлогом «на».
Норма: На земле, воде и в воздухе – всюду мы защищены!)
• В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.
(«Караси,
сазаны, лещи» – это вид рыбы, поэтому не могут стоять с этим словом в одном
ряду однородных членов.
Норма: В лодке лежала рыба: караси, лещи,
сазаны).
• На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети.
(Бабушки и дети – тоже жильцы дома. Норма: На собрание
пришли жильцы дома).
• Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением.
(Здесь логически несовместимые понятия.
Норма: Иван Петрович, когда пришел с
женой, был в плохом настроении).
• Мы любим футбол и стрелять.
(Не могут быть однородными существительное и
инфинитив.
Норма: Мы любим футбол и стрельбу).
• Посетители музея любовались картинами великих
художников: Суриков, Репин, Айвазовский.
(Все однородные
члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово.
Норма: Посетители музея любовались
картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского).
• Хорошо отвечали на экзаменах как
одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов.
(Нельзя
нарушать парность двойных союзов: части двойного союза как…, так и являются
постоянными, поэтому союзы а также в данном предложении употреблены
неправильно.
Норма: Хорошо отвечали на экзаменах как
одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов).
• Книга не только имеет познавательную ценность, но и
большое воспитательное значение.
(При двойных союзах один из однородных членов
предложения ставится при первой части союза, а другой – при второй.
Норма:
Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное
значение).
• Много критических замечаний и ценных предложений
было внесено в ходе обсуждения вопроса.
(Нельзя «внести замечание».
Норма:
Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было
высказано критических замечаний).
• Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно
вкусны.
(Определяемое слово не должно разрывать причастный
оборот, оно может стоять только перед ним или после.
Норма: Оладьи, приготовленные мамой, были
необыкновенно вкусны.
Приготовленные
мамой оладьи были необыкновенно вкусны).
• Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых
затруднений.
(Действительные причастия на –ся следует заменять на страдательные.
Норма: Задание, выполняемое нами, не
вызывает особых затруднений).
• Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень
выручил хлеборобов.
Не могут быть однородными причастный оборот и
придаточная часть сложноподчиненного предложения.
Норма: Дождь, ливший с утра и напоивший
землю, очень выручил хлеборобов).
• Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом
взбирались по горной тропе.
(Неправильный порядок слов.
Норма: Казачьи лошади, которые были
покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе).
• Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться
красотой набережной. (Союзное слово «кто» употребляется с глаголами только в
форме ед.ч.
Норма: Те, кто бывал в Геленджике, не
могли не любоваться красотой набережной).
• Выступавшие заметили о том, что Сочи готов принять
Олимпиаду в 2014 году. (Нарушена норма управления: заметить можно что?
Норма: Выступавшие заметили, что Сочи готов принять
Олимпиаду в 2014 году).
• Студент грустно сказал, что я ещё пока не готов
отвечать.
(Нельзя
использовать в придаточной части косвенной речи местоимений 1 и 2 лица.
Норма: Студент грустно сказал, что он еще не
готов отвечать).
• Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл
согласно расписания. Вопреки прогноза погода была прекрасной.
(Существительные после предлогов «благодаря, согласно,
вопреки» всегда стоят в Д.п. Норма:
Благодаря доктору больной поправился. Поезд прибыл согласно расписанию. Вопреки
прогнозу погода была прекрасной).
• По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По
приезду в санаторий нужно проконсультироваться у врача.
(Если предлог «по» имеет значение «после чего-либо»,
слово необходимо поставить в П.п.
Норма: По завершениИ учебного года мы
поедем в Крым. По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача).
• В кинофильме «ВойнЕ и мирЕ» С.Бондарчук прекрасно
сыграл Пьера Безухова. (Названия, заключенные в кавычки, не изменяются, если
возле них стоит нарицательное существительное – жанровое обозначение. В
остальных случаях изменяется имя собственное.
Норма: В кинофильме «Война и мир»
С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С.Бондарчук
прекрасно сыграл Пьера Безухова).
• Ученый оперировал С точными фактами. (Ученый
оперировал не с чем?, а чем? Норма: Ученый оперировал точными фактами).
(По материалам справочных
пособий для подготовки к экзаменам)
Комментариев нет:
Отправить комментарий